ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, отмечаемый ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года. Целью этого Дня является повышение информированности населения об этом заболевании, важности его ранней диагностики и раннего оказания помощи детям с этой патологией.

Аутизм — тяжелое психическое расстройство, выражающееся в крайней форме самоизоляции, уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций, неадекватным реагированием и дефицитом социального взаимодействия. Современные классификации рассматривают аутизм, как «первазивное» (всеохватывающее) нарушение развития, это означает, что при аутизме страдает не какая- то одна функция или их небольшое количество, а психика в целом.

Частота аутизма в популяции составляет 5-20 случая на 10 000 детей, мальчики страдают приблизительно в четыре раза чаще. Заболевание начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет.

В г. Харькове на диспансерном учете по состоянию на 01.01.2018г. состояло 313 детей, страдающих аутизмом (в 2016 году — 236), в их число входят дети в возрасте до 14 лет — 286 (в 2016 году — 225) и  27 детей старше 14 лет (в 2016 году — 11).

На данный момент существует несколько теорий, объясняющих появление аутизма: генетическая (специфические хромосомные аномалии), влияние факторов окружающей среды (воздействие на организм тяжелых металлов), метаболическая (нарушение обмена веществ), неврологическая. Однако, ни одна из существующих теорий, не может до конца объяснить природу данного расстройства.

Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, поэтому родители таких детей уже в младенчестве замечают характерные особенности этого заболевания.

Первая группа симптомов – нарушения социального взаимодействия. Часто ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и отказываться от участия в общих играх, его сложно заинтересовать чем-то, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми. Ребенок может не замечать дома родители или на работе, ушли или вернулись. Дети с аутизмом не поддерживают зрительный контакт с родителями, не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь, не улыбаются в ответ на улыбку, не отзываются на имя.

   Вторая группа симптомов – нарушения коммуникации. У детей с аутизмом выражена задержка речевого развития. Ребенок не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев; не говорит отдельные слова в 16 месяцев; не произносит простые фразы в 24 месяца. Одни дети могут употреблять отдельные слова только для обозначения потребностей, а другие, напротив, цитируют фразы из книжек и мультфильмов, развернутые взрослые монологи. Однако, и в том, и в другом случаях их речь практически не выступает средством общения.

   Третья группа симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Дети с аутизмом часто демонстрируют зацикленность на определённом занятии с невозможностью переключиться. Ребёнок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам, крутить колесо у машинки. Отвлечь ребёнка от его занятия бывает крайне тяжело. Так же для детей с аутизмом характерны повторяющиеся действия: хлопанье в ладоши, качание головой, взмахи руками или бег по кругу.

Важно помнить, что  аутизм — состояние, которое требует постоянного лечения, программа которого может меняться по мере развития ребенка. Организация оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевает, в первую очередь, раннюю диагностику и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить  качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников.

В г.Харькове в КУОЗ «Харьковская городская детская поликлиника №2» (к.т. 725-02-13) и КУОЗ «Харьковская городская детская поликлиника №23» (к.т. 725-56-55) действуют отделения раннего вмешательства, позволяющие проводить диагностику и раннюю коррекцию расстройств, связанных с аутизмом.

В КУОЗ «Областной специализированный дом ребенка №1» командой специалистов проводится диагностика и коррекционные занятия с детьми младшего возраста (до 3 лет), которые имеют расстройства, связанные с аутизмом, методом АВА-терапии.

Следуя рекомендациям специалистов, дети, страдающие аутизмом, направляются в Центры иппотерапии и дельфинотерапии.

Квалифицированную медицинскую помощь детям, страдающим аутизмом оказывают в КУОЗ «Харьковская городская детская больница №5», расположенному по адресу: г. Харьков, ул. Маршала Рыбалко, 4 (к.т. 725-06-82), где внедрены программа АВА-терапии (поведенческая терапия) и система альтернативной коммуникации РЕCS для преодоления дезадаптивных нарушений у детей с аутизмом.

КУОЗ «Харьковский городской центр здоровья»

Теги: ,

Распечатать Распечатать
Запись на прием
Share On Facebook
Share On Twitter
Share On Google Plus
http://8pol.city.kharkov.ua/?feed=rss2
222