
В ПОЛИКЛИНИКЕ №8 ПРОВОДЯТСЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПРОБЛЕМАМИ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ
Недавно в состав бригады медицинской реабилитации отделения восстановительного лечения КНП «Городская поликлиника №8» ХГС входит специалист, который оказывает помощь пациентам с постинсультными состояниями и другими заболеваниями нервной системы, вызывающими нарушение речевой функции. Об этом новом направлении медицинской помощи, которую можно получить в нашем медучреждении, рассказывает Людмила Владимировна Огарь, квалифицированный и опытный логопед-афазиолог поликлиники.
Частым следствием инсульта, черепно-мозговых травм и других заболеваний центральной нервной системы является нарушение высших психических функций, в том числе нарушение речи.
Такие пациенты нуждаются в комплексной реабилитации, в том числе и логопедическом восстановительном обучении, главной целью которого является восстановление речевой функции. Этим занимается логопед-афазиолог.
Чтобы восстановить речь, тем самым улучшив коммуникативные возможности и качество жизни пациента, необходима специальная индивидуально разработана реабилитационная программа. Специалист разрабатывает ее для каждого пациента, предварительно выясняя тип дизартрии в зависимости от конкретной зоны поражения мозга и степени выраженности симптомов.
Логопед имеет в своем арсенале большое количество упражнений, из которых он составляет тренировочный комплекс для конкретного пациента, а также проводит с ним занятия, контролируя выполнение упражнений.
На первый взгляд эти упражнения очень просты даже для человека с серьезным поражением головного мозга в результате травмы, инсульта или заболевания. К примеру, пациенту предлагается облизать губы, медленно проводя языком вправо, затем влево, затем продолжить упражнение круговыми вращениями языком по губам; свернуть язык в трубочку; поочередно тянуться кончиком языка к носу, к подбородку и тому подобное.
Но на самом деле за этими упражнениями стоит колоссальная работа, которая заключается в создании новых нейронных связей в мозгу. Поскольку мозг имеет резервы в виде незадействованных нейронов, то при выполнении комплекса специальных упражнений создаются новые нейронные связи, и по мере их создания человек снова овладевает речью.
Обычно, продолжительность таких занятий составляет 20-25 минут, с учетом состояния пациента их время может быть продлено до 40-50 минут. Очень полезно проводить выполнение упражнений пациентом дома. Такие самостоятельные занятия с близкими в удобное время является важным условием для достижения положительного результата.
Следует заметить, что восстановление речи — это длительный процесс, и даже небольшой прогресс можно смело считать хорошим результатом. Поэтому взаимодействие между афазиологом и пациентом должна быть длительным и тесным. Специалист также предоставляет пациенту необходимую психологическую помощь, направленную на поддержку его мотивации продолжать лечение и бороться за восстановление качества своей жизни.
Занятия с логопедом-афазиологом проводятся по назначению лечащего врача (следует обращаться к врачу-терапевту, с которым заключена декларация, или к врачу-невропатологу). При наличии показаний (нетранспортабельность, трудности с передвижением) специалист может проводить занятия у пациента дома.
На снимке: Л.В. Огарь, логопед-афазиолог КНП «Городская поликлиника №8» ХГС
Теги: логопед-афазіолог, логопед-афазиолог, Людмила Огар, Людмила Огарь, поліклініка №8, поликлиника №8
